Выставочный проект Samskara по сюжетам Android Jones

Опубликовано: 02.09.2018

Компания FullDome Pro и студия 360art, мировой лидер в технологиях сферического проецирования, совместно с именитым американским художником-визионером Андроид Джонсом ( Android Jones ) приготовили для москвичей уникальное мероприятие - иммерсивную выставку Samskara с эффектами полного погружения. Работы Андроида Джонса выставляются в России впервые, поэтому в течение 5 недель в центре дизайна ArtPlay в Москве проходит настоящий фестиваль цифрового искусства. Георгий Аистов , идейный вдохновитель проекта, говорит: «В мире сознания есть место для всех, и мы раздвигаем эти границы вместе». GreenWord, увлекаясь не только природным, но и трансцендентным , отправляется туда в первые дни 2018 года и ведёт оттуда подробный репортаж в магических тонах. Итак, пройдёмся.

Что же означает слово «иммерсивный»? Оно образовано от английского слова «immersive» - «погружающий». Другие интерпретации это слова "обеспечивающий полный эффект присутствия", "с одновременным воздействием на человека посредством нескольких каналов восприятия", "погружающий в виртуальную среду". На выставке Samskara всё именно так: посетитель именно погружается в происходящие, задействует все свои чувства. Он не просто сторонний наблюдатель, он растворяется в аудио-визуальном действе, становится его участником, впускает в себя статичные и динамичные образы и размышляет о них. Допустим, в самом начале, ещё в холле у красивейшей картины разложены фантастические аксессуары, которые посетители имеют возможность взять, примерить и сфотографироваться на эффектном фоне. И себе на память, и для хэш-тегов #samskara в соцсетях, помогающих распространять информацию о беспрецедентном мероприятии.

Погружение в основное пространство выставки происходит посредством зеркального лабиринта. Здесь посетители проходят первый уровень встречи с собой и своими размноженными образами. Повороты лабиринта порой не легко определить, утыкаешься в себя в зеркале, касаешься пальцами скользкой поверхности в поисках пустого пространства для прохода. За некоторыми поворотами встречаются картины Андроида Джонса, фантастические портреты на уровне своего лица, и таким образом ты сливаешься с персонажами выставки. Световые линии лабиринта не помогают ориентироваться, а наоборот дезориентируют, что придаёт действу характер бесконечного непредсказуемого. Здесь вспоминается "Воображариум доктора Парнаса" режиссёра Терри Гильяма, в котором герои никогда не могли предсказать, что будет после завершения прохода.

Итак, нам удалось выйти из лабиринта. Перед глазами просторная комната без верхнего света, полная ярких картин в переливающихся подсветках. Помещение обволакивает таинственная ambient-музыка, настраивающая на медитативный лад. Потолок оформлен в футуристическом стиле, мы как будто внутри космической станции, это многообещающее ощущение. Зеркальные шары хитро отражают происходящее под ними, создают множество микрокосмосов из макрокосмоса выставки. Всё это будоражит.

Слева вдоль стены тянется панорамная проекция анимированных шоу на основе работ Андроид Джонса. Перед длинным экраном разбросаны подушки-лежаки также с репродукциями картин автора. Выходит, это дополнительный иммерсивный опыт - выбрать и мягко упасть в одну из картин, чтобы вдумчиво созерцать многоцветный видео-поток.

Андроид Джонса называют цифровым алхимиком, его стиль определяют как "эзотерический сюрреализм". Джордж Лукас, на студии которого он работал, научил его верить в воображаемые миры и не бояться своих фантазий. Проекты художника включают в себя (без подробностей) такие наименования, как Nintendo, Burning Man, Сиднейская Опера, Empire State Building. Что рассказывает Андроид Джонс, или Эндрю Джонс, если быть ближе к его биографии, о своём творчестве. "В своей жизни я видел вещи, для описания которых я не способен подобрать слова. В своей практике я посещал такие пространства, где заканчивается воображение, а невообразимая красота бесконечности раз за разом раскрывается перед глазами. Если бы мне пришлось передавать суть своего искусства словами, то им и не стоило бы заниматься. Вместо этого я выбрал перо. Честно говоря, я не могу точно сказать, почему я создаю подобное искусство. Это для меня загадка, ответ на которую я намереваюсь искать всю свою жизнь. А каждая картина приближает меня к Абсолютной Истине".

Для свой первой российской выставки Андроид Джонс предоставил свои лучшие работы, которые представлены в 9 форматах: от цифровых полотен до полнокупольных фильмов. Объём представленных работ впечатляет, это было сродни настоящему путешествию духа. Особенно выигрышно было то, что освещение картин плавно меняло цвета. Это создавало очень живой эффект для каждой работы. Открывались разные аспекты сюжетов, многочисленные детали, которые хотелось подолгу рассматривать и изучать. Здесь, кстати, показываем отражение панорамной видео-инсталляции во внешней оболочке зеркального лабиринта.

В семье Эндрю Джонса царила художественная атмосфера: его отец занимался абстрактной живописью, а мать- акварелью. Она поощряла Эндрю к рисованию и радовалась его рисункам, вдохновляя его на эксперименты. Также ему повезло с учителями, которые ещё в детстве объяснили Эндрю силу света и цвета. На его творчество несомненно оказал значительное влияние опыт клинической смерти. Коснувшись смертельного контура, художник подсознательно ищет способы выражения пережитого. Ведь что обозначает слово "самскара"? Бессознательные впечатления, отпечатки, оставленные в сознании от прошлых воплощений. Мы не можем их помнить, но тем не менее они способны влиять на нас, они подталкивают нас к тому или иному выбору и шаблону мышления. Варианты его голографических работ, когда образ меняется на альтер-образ при взгляде под разным углом, увлекают зрителей особо.

Андроид Джонс всегда мечтал оживить свои двухмерные картины, и студия FullDome со своей уникальной технологией реализовали это для него. Фильм Samskara метафизического содержания для формата полнокупольного кинотеатра с эффектом полного погружения стал настоящим шедевром цифрового искусства, получившим множество призов международных арт-фестивалей. На выставке купол для просмотра визуального шоу Samskara установлен в центре зала, иногда туда собираются небольшие очереди. Видео-ряд фильма включает в себя формы сакральной геометрии, мистические мотивы, эзотерические смыслы, образы индуизма, ожившие сны, но и кармические, социальные страсти. Саундтрек фильма следует отметить особо - пробирает до глубин души, а женский вокал - это русский голос, кстати. Увиденное не оставляет равнодушным, задействованы все чувства, у людей текут слёзы, они хотят погружаться в это повторно. Это обязательный опыт для людей открытых к изучению внутренней вселенной, неразрывной связи микрокосмоса с глобальным макрокосмосом.

Минуем большой купол справа и попадаем во вторую часть выставочного пространства. По левую руку нас встречает профиль трансцендентной красавицы. На неё проецируется фэнтэзийный, постоянно меняющийся видео-мэппинг, который делает этот образ очень живым и значительным.

Проекция венчает сценическое пространство, на котором проводятся концерты инструментальной и электронной музыки. Тематика музыкальных потоков непременно коррелирует с основными глубинными сюжетами выставочного проекта. Созерцание перетекающего психоделического (от греческих "психи" - душа и "делос" - ясный") видео-оформления красавицы одновременно успокаивает сознание и будит воображение. Отсюда точно не уйдёте такими, какими пришли.

Фоновая электронная музыка разбавляется голосовым потоком - вокальными импровизациями на мотивы тибетской и египетской книг мёртвых. Термин "трансцендентный" означает "выходящий за пределы", "недоступный опытному познанию". В философии экзистенциалистов это означало в целом абсолютную и непостижимую реальность. И в этом пространстве нас всех окутывает это непостижимое, которого мы можем - расширенным восприятием - лишь коснуться. И возможно, в него поверить.

Костюмированные шоу происходят в свободном потоке по всему выставочному пространству. Девушки в замысловатых нарядах как будто сходят с полотен и становятся героинями происходящего. Они притягивают взгляд и придают дополнительный магический смысл всеобщему действу.

Гитарист-композитор-астролог Александр Васильев вливает вибрации струн, создавая вдумчивый аккомпанемент танатологической музыке. Танатология - учение о смерти. Momento Mori - глубинная философия.

Вокальные импровизации сменяются в этот вечер чиллаут-сетом маститого ветерана диджейского движения Москвы - dj Tonal Fantazy. Он имеет с организаторами выставки прямую связь, так как был резидент-диджеем в первом московском вегетарианском ресторане "Джаганнат". А это в свою очередь другой проект организаторов, наряду также с такими, как "Интерьеры Махараджей", фестивали Ethnolife, Vedalife , журнал Vegetarian. Тонал отыгрывает красивый медленный сет 3 января, послушать можно здесь , а затем выступает на выставке и в другие пятницы с программой Samskara Friday Evening .

В глубине зала установлен ещё один купол, теперь нависающий над публикой. Посетители падают в кресла, одевают наушники и созерцают текучие абстрактные формы в бесконечном медитативном движении. В углу зала есть мини-купол для компании 4-5 человек.

В другом же углу посетителям предлагается пережить интерактивный опыт виртуальной реальности. В очках и с джойстиком в руках ты оказываешься в виртуальном мире, где под ногами не пол, а бесчисленная абстрактная высота. И прочие развлекательные моменты. Этот аттракцион реализован проектом Microdose VR , продюсером и креативным директором которого является опять же Андроид Джонс. На фото надувные, футуристические фигуры, расположенные рядом с VR-аттракционом. Они, вероятно, самые ненагруженные смыслом элементы всего пространства Samskara.

Отдохнуть от насыщенного визуального потока публика может на пуфах перед сценическим пространством, погрузиться в музыку, переваривая массив непосредственных ощущений. Если же ритм случается быть более подвижным, то некоторые и пританцовывают на импровизированном танцполе. Такие различные аспекты участия - не только присутствия - в мультимедийной выставке Samskara. Также на этой сцене выступали и ещё будут выступать московские музыканты и диджеи, объединившиеся этим Samskara-опытом, а также театральные коллективы разных жанров. Площадка «Samskara» стала живым экспериментальным пространством для многих творческих людей. Картины, меж тем, располагаются в каждом доступном уголке, и мы скользим мимо раз за разом, изучая, впитывая.

Что примечательно, на этой площадке цифровых искусств и передовых технологий всё равно ощущается связь человека с природой. Эта связь тонкой линией присутствует в общем сюжете происходящего. Возможно, прежде всего эта тема является первичной ценностью людей, причастных к проекту "Самскара": как участников, организаторов, так и как гостей выставки.

Невозможно избежать желания фотографироваться с картинами Андроид Джонса. Многие находят себя в этих образах. И это неудивительно, ведь образы сквозные, собирательные. Те или иные сюжеты незабываемо затрагивают струны души.

Удаляемся через световой тоннель, под завязку в уникальных переживаниях. Ещё придётся осознать своё новое место под небом после этого путешествия, а пока обнаруживаем себя в шаре, как Алиса в Зазеркалье.

Кстати, можно ли на выставку с детьми ? Ответим - можно. Особенно, с детьми, у которых открытый, творческий разум и способность размышлять. Да собственно и взрослым сюда следует идти с восприятием незашоренным, готовым раздвигать границы осознаний. А в зеркальном лабиринте даже самым малышам будет мега-увлекательно.

Набрав запас глубинной эстетики, посетители напоследок имеют возможность приобрести себе что-то на память в лавке у гардероба. Полотна с принтами картин Андроид Джонса, тематические футболки, красивые аксессуары из натуральных материалов, элементы декора. Мы выбрали перламутровые серьги :)

Выставка продлена до 31 марта в центре дизайна "ArtPlay" по адресу: Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр.3, 6 этаж; вт-вс 12:00-22:00. http://samskara.pro/

В завершении отчёта любительское видео, которое мы сняли одним кадром, прогулявшись от начала до конца. Пускай случается нефокус, но атмосфера передана :)

Фото и рассказ: Вера Ужва

rss